Парсер

Между звёздами и Землёй: как поехать на «Байконур»

Между звёздами и Землёй: как поехать на "Байконур"

корреспондент Sputnik КазахстанФантазию бывалых путешественников будоражит одно из самых загадочных мест на планете – то, откуда человечество шагнуло в космос

АСТАНА, 4 июл — Sputnik. О путешествиях на «Байконур» корреспондент Sputnik Казахстан поговорила с Кайратом Садвакасовым, который на момент разговора был председателем нацкомпании KazakhTourism.

– «Байконур» сам по себе – уникальный турпродукт, сосредоточенный на космическом туризме. Но его можно разделить на три направления: собственно космический туризм – это когда немногочисленные туристы совершают суборбитальные полеты или, как это было раньше, летали на МКС и проводили там время. Такие случаи единичны, но они возможны, — считает он»Наземный космический туризм – наиболее доступный формат. Это посещение инфраструктуры, наблюдение за запуском ракеты, экскурсии в музеи, знакомство с историей космонавтики и работой космодрома», — рассказал Кайрат Садвакасов.

По сей день одним из самых необычных и редких форматов космического туризма здесь является встреча с космонавтами после их возвращения на Землю. Туристы могут наблюдать посадку капсулы и стать свидетелями момента, когда астронавты снова ступают на твердую землю после длительной миссии на орбите.

Welcome home! (Добро пожаловать домой!) – именно так, по словам организаторов, сказал один из американских туристов, встречая экипаж, вернувшийся с МКС.

«Байконур» круглый год

Как будет организован туризм между пусками ракет?

– Всем интересно попасть на запуск – это сильное впечатление. Но даже вне запусков космодром живет, и вся остальная инфраструктура работает. Можно увидеть Гагаринский старт, побывать в музее космонавтики, зайти в домик, где ночевал Гагарин перед вылетом, и в дом, где жил Королев, организовавший весь этот процесс.

Среди других локаций, названных Садвакасовым — монтажно-заправочные комплексы, ангары с полноразмерными макетами легендарного орбитального корабля «Буран» и ракеты-носителя «Энергия».

«Эти экспонаты – не бутафория. Это реальные макеты, создававшиеся для пилотируемых миссий. После закрытия программы «Буран» они стали частью индустриального наследия и теперь превращаются в полноценный музейный кластер», — сказал Садвакасов.

Кроме того, по его словам, работают сафари-туры – по модели, как в Дубае: огромная территория, можно кататься на велосипедах, электросамокатах, багги.

«Эти продукты уже разработаны, и мы постепенно внедряем их», — добавил Садвакасов.

«Юрьева ночь»

Kazakh Tourism планирует и развитие других форм туризма.

– Образовательный туризм – живая форма обучения. Можно проводить уроки на месте: школьники и студенты могут приехать и изучать, например, космическую инженерию, физику или историю освоения космоса прямо на Байконуре. Подобные форматы уже опробованы – в других регионах школьников привозили к историческим памятникам, где учителя проводили живые уроки на месте событий. Почему бы не перенести такой опыт в космический контекст?

Сейчас здесь планируют развивать ивент-направления – от масштабных фестивалей вроде аналога Burning Man до локальных мероприятий в роде Yuri’s Night («Юрьева ночь», празднуется 12 апреля, в день полёта Юрия Гагарина. Не путать с Юрьевым днём — Sputnik).

– Спортивный туризм – например, ультрамарафоны на экстремальной жаре, используя инфраструктуру космодрома. Есть взлетно-посадочная полоса длиной 4,5 км и шириной 80 метров, где когда-то приземлялся «Буран». Да, она уже не в идеальном состоянии, но ее можно использовать как уникальную площадку для спортивных или массовых мероприятий.

Отдельное внимание организаторы уделяют эзотерическому и писательскому туризму. Для многих Байконур признан местом силы, сюда приезжают за внутренним покоем, перезагрузкой и вдохновением. Это особенно близко художникам, сценаристам, авторам – тем, кто ищет тишину и пространство для творчества.

«Наша цель – наполнить Байконур жизнью круглый год, чтобы турист мог приехать в любое время и найти что-то важное для себя, подчеркнул Садвакасов.

6500 км² тишины

С 2020 года, после начала пандемии, усталость от постоянного информационного давления породила спрос на уединенный тихий отдых, рассказал Кайрат Садвакасов.

– Люди ищут места, где можно перезагрузиться. В этом смысле Байконур – идеальное пространство: 6500 квадратных километров тишины, где только рокот ракеты иногда нарушает спокойствие. Это можно сравнить с отдаленными островами в океане – добраться туда несложно, но эффект уединения невероятный, — поделился он. «Мир уходит в космос – это реальность. Если 10 лет назад над Илоном Маском могли посмеиваться, сегодня межпланетные перелеты – не фантастика, а дело времени. Мы точно станем свидетелями этого», — считает Кайрат Садвакасов.

Самый узнаваемый космический бренд в мире

Освоение космоса сегодня как никогда актуально. Казахстан может предложить миру особый подход, основанный на нейтральности и способности объединять – космическую дипломатию.

– Что бы ни происходило на Земле, американец и россиянин продолжают лететь в одной ракете, на одну станцию, и совместно решают, как аккуратно ее затопить – возможно, даже раньше срока. Китайцы совместно с другими странами, в том числе с нами, думают о применении ракет многоразового использования – не тех, что просто сгорают, а тех, которые можно запускать повторно. Идея: доставка грузов в любую точку мира за 20 минут – 10 тонн из Китая, например, заказы с AliExpress – это уже не фантастика, а реальный проект будущего. «Космодром Байконур был признан брендом планетарного масштаба. Его статус как объекта мирового значения был подтвержден в совместной декларации президентов Токаева и Путина», — добавил он.

«Байконур» – это как Бали, Силиконовая долина и Давос

– Инфраструктура Байконура монументальна. То, что мы обычно видим в новостях, – это лишь ракета на старте. Но за кулисами – гигантские механизмы: держатели, которые раскрываются, как лепестки цветка, вертикализаторы, транспортировочные платформы, подземные пункты управления. Всё это можно увидеть, пройти пешком, — поделился Садвакасов.

Хотя в некоторых местах Байконур и может показаться мрачным, именно эта особая атмосфера делает его уникальным. Контраст между тишиной степи и масштабом сооружений. «По энергетике Байконур способен соперничать с Бали. В моем восприятии он – смесь Силиконовой долины и Давоса: место силы, технологии и смысла. Здесь не нужны вымышленные легенды – он сам и есть история. За 70 лет здесь произошло столько, что не придумать и в фантазиях», — подчеркнул он.

Однако несмотря на весь потенциал Байконура, именно ракетные запуски до сих пор остаются его главным событием. Вот только проводят их всего 15-20 в год. Даже если число стартов вырастет, космодром все равно будет простаивать большую часть времени. Чтобы заполнить эти дни межпусковым туризмом, важно наладить инфраструктуру – обеспечить стабильную работу кафе, гостиниц и сервисов, полагает эксперт.

Как не умереть по пути на «Байконур»

Как обеспечивается безопасность туристов на объекте?

– Туда просто так не попасть, за исключением случаев, когда так называемые сталкеры из числа иностранных туристов все-таки проникали. Некоторые, к сожалению, погибли. Читали, наверное, про французского туриста, который погиб от жары. Когда вы находитесь в составе организованной группы, за безопасность отвечает туркомпания, которая продумывает правильный маршрут, транспорт с кондиционером и режим передвижения по территории космодрома.

Нагрузка большая: целый день под палящим солнцем Кызылординской области, где воздух прогревается до 50 градусов, поездки по степи, отсутствие тени.

Но маршруты для туристов продуманы так, чтобы избежать рисков.

Даже площадки для наблюдения запусков расположены на безопасном расстоянии – около 2,5-3 км от точки старта.

При возможной нештатной ситуации ракета не попадает в зону нахождения людей – всё это учитывается и заранее просчитывается.

– Мы были у старта: издалека видно только точку, а потом – ослепительное облако. Внизу есть вода – ее запускают во время старта, чтобы гасить звуковую волну.

Шум от двигателей, подчеркнул Садвакасов, настолько силен, что способен разрушить бетонные конструкции и даже стать смертельным для человека. Поэтому зона старта остается закрытой для посторонних.

Где жить и чем питаться, когда едешь на «Байконур»

«Байконур» остается прежде всего технологическим объектом. Туристическая инфраструктура здесь только начинает развиваться. «Казахстанский турист на «Байконуре» – явление недавнее, но с большим потенциалом для роста, говорят в нацкомпании.

– Если спросить среднестатистического казахстанца, был ли он когда-нибудь на космодроме – большинство ответит «нет» или «только слышал что-то о Байконуре, но не был там». Многие даже не осознают, что «Байконур» – это казахстанская территория.

– Какие изменения планируются в инфраструктуре космодрома для удобства туристов?

– Все отели в городе Байконуре в день запуска забиты под завязку. Их, честно говоря, немного – всего около 14 отелей, включая те, что на площадке. Некоторые в плохом состоянии, другие получше. В итоге поесть негде – кафе переполнены, и люди едят на заправке. Это, конечно, не тот уровень. Поэтому одна из задач нашей концепции – привлечь бизнес, чтобы он либо построил новые гостиницы, либо выкупил старые и реконструировал их.

Тёмный туризм: что привлекает иностранцев

По словам Кайрата Садвакасова, развитие туризма на «Байконуре» требует новых подходов. Сейчас продолжительность большинства туров ограничивается 6-8 днями, однако потенциал для туризма гораздо шире. Чтобы удержать туристов дольше, важно расширять маршруты за пределы космодрома – например, включать в программы поездки в Туркестан, Кызылорду или Аральск.

– Допустим, есть европейские туристы – более искушенные, избалованные путешествиями. Они как раз стремятся попадать в места, где мало кто был. Их интересует не классический отдых, а что-то уникальное, нестандартное, с историей. «Например, заброшенные корабли в Арале, то, как море превратилось в пустыню, или наоборот – как оно сейчас постепенно восстанавливается. Их интересует, как живет местное население, как оно справляется с последствиями трагедии. Это тоже часть туризма – «темный туризм», как его называют. И, честно говоря, он сейчас популярен», — констатировал Садвакасов.

На основе этого организаторы планируют создать отдельные маршруты на две недели и больше. Для «тонкой» аудитории, например, писателей или художников – форматы уединенных туров продолжительностью в один месяц.

Йога и прыжки с тарзанки на космодроме

– Мы рассматриваем Гагаринский старт как святыню, как уникальную точку, где может сочетаться событийный туризм, эзотерический, ретрит-туризм, спортивный туризм. Много разных локаций позволяют проводить там всё – от прыжков с тарзанки до оздоровительных практик. Можно обустроить йога-центр, соляные пещеры, сделать точку перезагрузки. Главное – чтобы там кипела жизнь.

Как купить тур на «Байконур»?

– Каждый турист, покупая тур, автоматически запускает процесс оформления пропуска. Для граждан Казахстана регистрироваться нужно минимум за 2 недели. Срок получения пропуска – примерно 5-7 дней, с согласованием и со стороны Казахстана, и со стороны России. Для иностранцев срок дольше: до 55 дней минимум. Мы работаем над тем, чтобы ускорить процесс, но пока ориентируемся на эти цифры.

По словам организаторов, такие поездки спонтанными не бывают – обычно их планируют за месяц, два или даже за полгода. Потому и времени для оформления всех необходимых документов вполне достаточно.

Сколько стоит поездка на «Байконур»

– Цены туров на день запуска стартуют от 150 000 тенге с человека, финальная стоимость зависит от программы и продолжительности.

Межпусковые туры – на 50 тысяч тенге дешевле. Однако и их стоимость определяется выбором локаций.

Как добраться до «Байконура»

– Казахстанские туристы прибывают, как правило, через Кызылорду, а иностранцы – чаще с российскими туркомпаниями. Если это будет специальный рейс, он может приземлиться прямо в городе Байконуре – там есть аэропорт, он называется «Крайний». Мы также рассматриваем возможность использовать этот аэропорт для казахстанских авиакомпаний, когда пойдет стабильный турпоток. Как только появится спрос, думаю, местные авиакомпании тоже заинтересуются рейсами в Байконур, потому что там целый город, а рядом – поселок Торетам.

Путь до ближайшего гражданского аэропорта занимает около трех часов, поэтому прямые рейсы значительно упростят логистику для туристов. «Решение об открытии аэропорта «Крайний» уже принято. Сейчас определяется, кто и на каких условиях будет его использовать. Всё это напрямую зависит от турпотока, а турпоток – от того, насколько грамотно мы выстроим маркетинг, брендинг и туристические продукты», — подчеркнул Садвакасов.

Казахстан и Россия развивают туризм на Байконуре

– Как выстроено сотрудничество с российской стороной по приему туристов?

– Совместными усилиями Казахстана и России создаются условия. Мы уверены, что бизнес подтянется, ведь это удобная точка, чтобы местные жители могли предлагать свои услуги и зарабатывать. Туризм – это реальные деньги. Особенно внутренний туризм, когда казахстанцы приезжают и оставляют средства в регионе.

Сотрудничество между станами в вопросах использования «Байконура», по словам Садвакасова, выстроено давно – на основе межправительственного соглашения от 1994 года. Этот документ регулирует порядок взаимодействия сторон — и в туристической сфере тоже.

– Порядок, в том числе режим на этой территории, регулируется: ежегодно собирается межведомственная группа, которая рассматривает изменения и вносит корректировки. В этом плане всё организовано и работает.

С 2013 года казахстанские туроператоры получили возможность самостоятельно организовывать поездки на космодром, войдя в официальный список допущенных компаний.

До этого они могли работать только через российские агентства.

Сейчас взаимодействие продолжается по двум ключевым направлениям: оформление пропусков и допуск к объектам, находящимся в аренде у российской стороны. При этом многие популярные площадки уже выведены из аренды или вопрос их передачи Казахстану активно обсуждается. Одним из таких объектов стал и символ «Байконура» – Гагаринский старт.

Тестовый старт «Союза» по проекту «Байтерек»

25 декабря на «Байконуре» запланирован первый пуск новой ракеты-носителя «Союз-5» в рамках проекта «Байтерек». Это совместный проект Казахстана и России по созданию экологически безопасного космического комплекса на базе модернизированного стартового комплекса «Зенит».

– Космонавты проговорились, что оба государства – и Россия, и Казахстан – ожидают этот запуск, и предполагается присутствие Токаева и Путина, — подчеркнул Садвакасов.

Не вредно ли присутствовать на запуске ракеты

– Туристы приезжают даже из США. На прошлом запуске американец отправился в космос, и люди из Калифорнии прилетели его поддержать. Я с ними в очереди разговаривал. Вы же знаете, как они щепетильно относятся к безопасности. Если бы была хоть малейшая угроза – никто бы не прилетел. Тем более, гептил сейчас не используют, так что все максимально экологично. Люди ведь едут в Чернобыль, в Фукусиму, в Курчатов – и никто не боится.

Рекордные 8000 туристов

– Много ли иностранцев хотят попасть на Байконур? Из каких стран приезжают чаще всего?

– Интерес к Байконуру со стороны зарубежных туристов стабильно растет. Наибольшее количество запросов поступает из России, — рассказал Садвакасов.

Прослеживается и одна любопытная деталь: туристический поток часто напрямую зависит от того, представитель какой страны отправляется в космос, отметил он. На запуск, приуроченный к Наурызу в 2024 году, что позже перенесли, ожидалось большое количество гостей из Беларуси – из-за участия белорусской женщины-космонавта в миссии.

– В этот раз в полет отправлялся американец, и, соответственно, было много гостей из США. На одном из недавних запусков называлась цифра в 8000 туристов, но позже официально упомянули 2500 или 3000 – что тоже рекорд. Лично наблюдали, как после старта автомобили выстраивались в «змею», всё было забито: ни перекусить, ни остановиться – ажиотаж огромный.

Набеги «дикарей»

Случаи с так называемыми «дикими» туристами по-прежнему имеют место. Один из самых трагичных – гибель французского путешественника, который попытался пройти к «Байконуру» пешком через степь. Он преодолел почти 30 км под палящим солнцем и не справился с экстремальными условиями кызылординского лета.

«Байконур» – это огромная территория примерно с 6000 объектов. При этом у космодрома нет сплошного забора, и формально попасть на него можно только через контрольно-пропускной пункт №7. Однако некоторые туристы бросают машины в степи и идут пешком, не осознавая, насколько это опасно. Официальные данные свидетельствуют, что практически ежедневно задерживают одного-двух нарушителей. Их документы фиксируют, показывают в отчетах – это уже устоявшаяся практика.

– Какие у компании планы на будущее Байконура?

– Если говорить о маркетинговой задаче, то с пусками проблем нет – все занято, все битком. Наша цель – межпусковой период.

«Гагаринский старт» уже официально перешел в юрисдикцию Казахстана. В ближайшие 2-3 недели начнется подготовка инфраструктуры для приема туристов, отметил Садвакасов.

В качестве ориентира рассматривается опыт Астаны: по данным KazakhTourism, иностранные туристы тратят в среднем от $200 до $300 в день.

– Если перенести эту модель на Байконур, при прогнозируемых 10 тысячах туристов до конца года – это около $2 млн, которые могут поступить в экономику региона уже в ближайшие месяцы. Причем примерно половину этой суммы можно привлечь вне пускового сезона.